Детская мебель и пространства для детей

Актуальность темы

История линейки детской мебели CLIC началась в 2012 году когда дизайнер Андрей А. Анисимов спроектировал стул и стол для своей дочери. Мебель изготавливается по ГОСТ, рассчитана на четыре ростовые группы, для ее сборки не нужен инструмент, она не переворачивается и не ломается, выдерживает вес взрослого мужчины. 

PLAYPLY_promo_spring2016_Prew_00009

Опыт оказался удачным, и мы создали компанию, занимающуюся разработкой мебели для детей, а также проектированием детских пространств. Со временем, мы убедились, что в мире детской мебели не хватает по-настоящему продуманных и удобных решений. Дизайн пространств для детей обычно сводится к подбору декоративной отделки, стилизованных предметов мебели и аксессуаров и выбору экологичных материалов. Мы же смотрели на дело шире – нам хотелось, чтобы у детей развивался вкус, чтобы детские пространства были наполнены возможностями для творчества, движения и обучения. 

Изучая мировые наработки в этой области, мы поняли, что правильно организованное детское пространство само по себе подталкивает ребенка к определенной деятельности, помогает приобрести навыки, закрепить привычки и модели поведения. К примеру, удобные решения для хранения личных вещей и игрушек ребенка, облегчающие доступ к ним, помогут развить самостоятельность и аккуратность.

От детской мебели к детским пространствам

В то же время мы видели, что нам недостает специальных знаний, касающихся детского развития. Мы понимали, что, если делать все грамотно, нам не обойтись без сотрудничества с педагогами, психологами, тренерами. Именно поэтому в нашей команде появился Роман Раух, специалист по развитию детей посредством движения. Роман работает в Хорошевской прогимназии и является тренером и методистом «Школы диалога с препятствием». Благодаря его участию мы определили важные особенности, отличающие именно детское пространство, и с их учетом разработали новую линейку игровой мебели MOVE. 

PLAYPLY_promo_spring2016_Prew_00014

Знания о детском развитии постоянно трансформируются. Только работая с детьми, возможно отследить и учесть изменения, затрагивающие детей и их образ жизни, чтобы руководствоваться этими знаниями при проектировании. 

История вопроса

Современные дети, по сравнению с детством их сверстников 30-40 лет назад, практические лишены возможности играть и свободно проводить время, а строгий присмотр лишает их возможности попробовать что-то непривычное, рисковать. В городах почти не осталось дворовой среды, а ведь раньше именно в дворе, встречались дети разных возрастов, и с минимальным вмешательством взрослых происходило развитие ребенка. Нормы и правила поведения передавались младшим детям от детей постарше. Нарабатывались социальные навыки: действовать сообща, находить общий язык, настаивать на своем и идти на компромисс, брать инициативу и быть лидером. Дети учились прилагать усилия для достижения своей цели, не бояться нового, не зависеть от чужой оценки. 

Время детей заполняют сегодня занятия, кружки, компьютерные игры. Подобная однобокость мешает формированию необходимых для социализации качеств, поскольку не оставляет места физической активности, ограничивает использование воображения.  

Учитывая все это, мы проектируем детское домашнее пространство таким образом, чтобы компенсировать эти пробелы. Наш подход к организации детского пространства открывает для ребенка возможность, играя, активно двигаться, ползать, лазать, раскачиваться, висеть. Пространство многофункционально и становится полем для развития фантазии и творчества. Предметы интерьера перестают быть только мебелью, оказываясь кораблем или замком, горой или лестницей, домиком или дорогой. Совмещение физкультурного комплекса с игровым и жилым пространством является несомненным преимуществом нашего подхода, так как квартира не превращается в один спортивный зал. 

Особенности детских пространств

Остановимся на некоторых особенностях детских пространств. Первое, что отличает детское пространство, это его игровой потенциал. Игра – необходимый элемент детского развития, основная деятельность ребенка. В игре дети общаются, обучаются, взаимодействуют с окружающим миром – живут. Движение необходимо детям не только с точки зрения физического развития, но и для развития головного мозга. 

PLAYPLY_promo_spring2016_Prew_00007

Однако для того, чтобы детская комната превратилась в полноценное игровое пространство, недостаточно просто установить в ней спортивный комплекс. Дело в том, что правильная организация движения обязательно предполагает цикличность, то есть пространство должно давать возможность в него «войти» и из него «выйти», причем оно должно быть таким, чтобы движение могло начинаться и заканчиваться в разных точках и чтобы ребенок мог выбирать для себя разные варианты маршрута, придумывать что-то свое. Обычный спортивный комплекс не рассчитан на такой сценарий, и поэтому ребенок быстро теряет к нему интерес и комплекс стоит без дела. Наш подход к организации пространства позволяет этого избежать: цикличность и многовариантность движения, отсутствие тупиков поощряют ребенка к движению, что позволяет поддерживать определенный уровень двигательных нагрузок в условиях квартиры. Маршруты проектируются с учетом различий детей в возрасте, антропометрии, опыте. 

Второй немаловажной особенностью пространства для детей является его многофункциональность. Одни и те же предметы интерьера одинаково допускают как утилитарное, так и игровое применение. Воображение ребенка само подскажет ему, каким образом распорядиться шкафом или кроватью, будет ли шкаф горой или замком, а кровать – гротом или шалашом. Важно, чтобы сама организация пространства позволяла ребенку осуществить его придумку, стимулировала фантазию и приглашала к игре. 

В-третьих, мы уверены, что при оформлении детского пространства во главе угла должна стоять стилистическая нейтральность. Дизайн должен быть минималистичным и функциональным. Не стоит перегружать пространство вычурными формами и навязывать ребенку популярную эстетику. Достаточно, чтобы оформление не мешало ребенку фантазировать и творить самому. Именно такой подход способствует развитию собственного эстетического вкуса ребенка. 

 

Авторы: Мария Анисимова-Карасик, Роман Раух


Копирование материалов разрешается исключительно с указанием активной ссылки на сайт playply.ru